Исследуем происхождение названия русской столицы

Нас часто интересует, откуда берутся имена собственные? Например, названия городов часто содержат в себе их историю. Вы задумывались когда-нибудь, почему Москву называли белокаменной, или почему Москва – третий Рим? А известно ли вам, почему Москву назвали Москвой? Оказывается, версий происхождения имени города очень много. Есть среди них весьма любопытные, а есть и абсолютно абсурдные. Рассмотрим некоторые теории.

Содержание:

Как столица России стала Москвой?

 Анализируем переводы

Слово «Москва» имеет массу объяснений. Одно из первых упоминаний найдено в Ипатьевской летописи 1147 года. С этого времени имя города считается документально зафиксированным.

Наименование столицы состоит из двух корней древнеславянского языка: «моск» и «ков», которые обозначают слова «камень» и «укрытие». То есть, каменное укрытие.

Другой перевод корня: с праславянского «mosk» - болото, сырость, топкий, вязкий. Действительно, нынешняя столица России строилась на болотах. Причем, перевод, связанный со значением «влага», встречается во многих славянских и европейских языках. Например, в словацком, литовском, латышском языке слова с таким корнем обозначают разные вещи, имеющие значение «влажный», «мыть» и пр. Даже в современном русском языке можно найти похожий корень «мозг» в слове «промозглый», так называют сырую погоду.

 Наименование от реки

Многие ученые связывают название города с гидронимом – наименованием реки. Об этом свидетельствую некоторые древнерусские памятники письменности. В действительности многие русские города назывались так же, как и реки, протекающие через них.

Некоторые исследователи наименование российской столицы считают не исконно-русским словом, а переводом с финского языка. Это связано с пребыванием на берегах одноименной реки финских племен. В этом случае в переводе корень «моск» означает «медведь» или «корова». Второй корень – «ва» - переводится как «вода». В этой версии тоже река дает имя городу.

Есть и такая версия. Корень «мос» связывают с именем прародителя древнеславянского рода – Мосоха. Корень «ква» - от его жены. В этой версии тоже речь идет о реке. По аналогии можно объяснить и название реки Яуза, произошедшего от имен детей Мосоха и Ква – Я и Вуза.

 Другие теории

Топоним произошел от слова «мошка» или «мошкара» из-за большого количества в этих краях насекомых. Это вполне объяснимо: как мы уже отметили, наша столица строилась на болотах.

Есть предположение, что река мела название «Москов» из-за большого количества на ней мостиков, мостков. Другой вариант – трансформирование эрзянских слов «Мазый» (красивый) и «Кува» (местность). Как в варианте с Новым городом, превратившимся в Новгород, Мазый Кува стал Маскува, затем - Масква, и теперь - Москва.

Некоторые исследователи связывают топоним с именем общеславянской богини Космоса и вселенской судьбы Макошь. Что означает «мать судьбы». Другие переводы этого понятия – моска, муска, машка и т.д. Отсюда и имя столицы.

Еще одна версия: это измененное название от слова Московъ или Московия. В этом случае корень «мо» обозначает звезду, сжигающую зло. Второй корень этого слова – «сков» от слова «скованный», то есть, созданный звездой, которая испепеляет зло.

Есть такое объяснение: Москва – Мосх-ков – Покров Мессии, то есть Туринская Плащаница.

Происхождение с тюркского: Маскеу: «мас» - «пьяный», «кеу» - «мужик» или «зять». Интересная интерпретация объясняется тем, что кипчаки нападали на Московию, брали в плен мос кеу (пьяниц). Их продавали в рабство в восточные страны.

Есть очень простое (но не факт, что верное) объяснение : Москов – от слов «мой сков». В данном случае «сков» - скованный, интерпретируется как «крепость». То есть, «моя крепость», «мой город».Топоним связывают с марийским словом moská (или маска), обозначающим «медведь». Вообще, медведь у мерян был священным животным. Он изображен, например, на гербе Ярославля.

Версий происхождения наименования нашей столицы, действительно, очень много. Но нужно отметить, что ни одна из них до сих пор учеными не признана достоверной!

Последние комментарии
Комментарии
Мало кому известно, что “... название города – “Москва” - происходит от татарского слова “мыскау” (буква “ы” в данном слове произносится как звук, близкий к русским “а” и “о”). Одно из значений слова “мыскау” в переводе с татарского: «взвешивание» или «взвешивать», «отмерять». В разговорном татарском языке сохранилось слово “мыскау” также и в значении «петля, сеть, сачок» (38, с. 289). В древнем татарском дастане “О роде Чынгыз-хана” упоминается “Московская Орда” (Маскау Урдасы), где “также правят представители рода Чынгыз-хана” (35, 22) – об этом в далее в этой книге еще многое сказано. И еще уточним: буква «ы» в татарском языке читается (произносится) примерно как русское «ы» в слове «опыт» или как второе «о» в слове «город» [55, с. 15]” (38, с. 8). Известно, что русский князь Юрий Долгорукий писал своему брату: “...приезжай ко мне в Москов...”(XII в.). Но мало кому известно, и даже многим «профессиональным историкам» неведомо, что также дошли до нас сведения о том, то союзниками Юрия Долгорукого – объединителя Руси вокруг Москвы - были татары (не просто “половцы”, “кыпчаки”, “булгары”, или “ тюрки”, которыми часто подменяют татар в истории “профессиональые историки”, а именно татары, которые проживали в Восточной Европе и Западной Сибири задолго до “монголо-татарского нашествия”). Более обстоятельно об этом написано в книге “По следам черной легенды” (38)...” Из книги “Наследие татар” (авторы Г. Еникеев и Ш. Китабчы) - Москва, издательство "Алгоритм", 2012 г.
Сколько лет Москве и что означает слово Москва? Москва ровесница Иисуса, город от храма в честь него, означает миссия – помазанник, маска - отпечаток от кровавого лица его - икона, памятник зарождению новой религии, о едином боге. Я когда-нибудь это докажу, хотя мне все это подсказали только во сне, но и все это подтверждается мыслями умных людей, их у нас немало. Редко, но я вижу вещие сны. Определение возраста поселения. Как определить возраст города? Такого, например, как Москва или Киев? По находкам археологических раскопок? Допустим, ученым удалось обнаружить следы неких построек на берегу речки Неглинной, и анализ показал, что этим землянкам около нескольких тысяч лет. Позволительно ли классифицировать на этом основании год заложения первого дома современного мегаполиса неолитом? Скорее всего, нет. Неолитических деревень, а перед ними и палеолитических стойбищ немало в этом и других регионах, но отношения к вопросу о том, сколько лет городу Москва, они не имеют. Во всем научном мире принято отсчитывать возраст поселений с даты их первого упоминания в летописях. Тверская летопись. Когда был заложен первый дом города под названием «Москва»? Сколько лет прошло с тех пор, когда новое поселение было упомянуто в рукописях? Это расхождение между датой реального рождения города и первым его именованием в письменных документах постоянно тревожит историков. Например, летописец из Твери в 1156 году пишет такое: «И заложил великий князь Юрий Владимирович крепость Москву в устье речки Неглинной, что выше Яузы». Естественно, такой документ – это не газета, и там рассказываются вовсе не новости последних дней. Москва, скорее всего, стояла на земле уже несколько лет. А может быть, и десятилетий. Ипатьевская летопись. Некоторую ясность в вопрос о том, сколько лет Москве, вносит более ранний документ, Он называется Ипатьевским. В нем упоминается, что в 1147 году князь Владимира и Суздаля Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москов кузена и военного союзника, новгородского правителя Святослава с сыновьями Олегом и Владимиром. Те прибыли с подарком (шкурой барса), а принимающая сторона закатила в честь высоких гостей «знатен обед». И если датировку города принято проводить по времени его первого упоминания, тогда на вопрос,сколько лет Москве, ответить несложно: 2013 – 1147 = 866. Но так ли все просто? Если вдуматься, возникает закономерный вопрос. Где же проходил этот «знатный обед» в честь родственников Долгорукова? Не в чистом же поле, на берегу речки. Скорее всего, это был не пикник на природе в шатре, а прием настоящей делегации в княжеских покоях. Следовательно, на момент прибытия новгород-северского князя с дружиной Москов уже имел место быть. Еще большую сумятицу в проблему того, сколько лет Москве, вносит свинцовая печать, какими раньше скрепляли грамоты. Эта находка, извлеченная из толщи грунта поблизости теперешней Оружейной палаты, датируется 1093-1095 годами. Это не клад, не монета и не простая вещь, которая могла быть потеряна или зарыта в безлюдном месте. Печать свидетельствует о том, что уже на период конца XI века здесь бывали правительственные иностранные делегации или официальные лица. Когда же на территории Зарядья и Кремля проводились раскопки, ученые обнаружили остатки древней мостовой. Ее возраст позволяет продолжить историю города на 100-150 лет в глубь времен. Ведь мощеные дороги – это признак городской инфраструктуры. А историк Андрей Тюняев в своем труде «Сколько лет Москве?» с уверенностью говорит о том, что город был заложен еще во времена со II по V век. Традиция возведения храмов-памятников. Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П.А. Кикиным. Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: по позднему (и сомнительному) преданию, Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Согласно одной из трактовок, в эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. Храмовые реликвии. В храме выставляются великие православные реликвии и святыни. Пример, в храме находились Дары волхвов из Моностыря Святого Павла Дары волхвов, вывезенные для поклонения за пределы Греции, иконы – древне русские шедевры, иконы - образа когда-то возникшие от образа Иисуса, отпечаток на поклывале от окровавленного лица человека Бога единого. Принесения сопровождались массовым к ним паломничеством верующих. Что такое исусья тряпка? По советам братюнь, купил тряпку исусью (из искусственной замши) и протер свой пыльный торпедос. Вот какая куча недоразумений содержится вокруг возраста и названия Москвы. Как столица России стала Москвой? Проанализируем переводы. Слово «Москва» имеет массу объяснений. В древне славянском обозначают слова «камень» и «укрытие», с праславянского «моск» - болото, сырость, топкий, вязкий, влага, мыть. Многие связывают название города от названия реки. Некоторые считают «моск» от финского языка медведь. Такие понятия происходят от самого слова, а не от этих слов происходит слово Москва.. Есть версия, что «мос» связано именем прародителя древнеславянского рода – Мосоха. Корень «ква» - от его жены. По анологии название реки Яуза от имени детей Мосоха – Я и Вуза. Но это не так, все свирепые реки на татарском называются «Яуз или о враге Яуз дошман – по короче Яман», а быстрые, свирепые реки «Эстэр, Эстэтлетамак – ныне Стерлитамак, также Стерлебаш». Эстэр (на татарском - трудолюбивая, быстрая) имя еврейки убившая спящего мужа иноверца, прозванная арабами «Эсферь», по русский «Зверь, сверепая». Все не так просто! Другие теории. Есть и такое объяснение: Москва – Мосх-ков – Покров Мессии. С тюркского: Маскеу: - «пьяный мужик» или «зять». Интересная интерпритация объясняется тем, что кипчаки нападали на Московию, брали в плен мос кеу (пяниц). Их продавали в рабство в восточные страны. Эта трактовка просто подобна тому, что Украинцы называли Руских - Маскалями. Маскаля по татарский монимается «мыскыллау»- превратить в москвича, в христианскую веру, издеваться, насиловать, надругаться. Есть очень простое (но неверное) объяснение: Москов – от слов «мой сков» - «моя крепость мой город». Топоним связывают марийским словом «моска» или маска, обозначающий «медведь». Медведь у мерян был священным животным. Он изображен, например, на гербе Ярославля, на гербе Балтач медведь с топором (Татарстан), на гербе Украины орел сильно стилизованный с крыльями как два топора. Языческая Русь в образе Медведя, верующие в единого бога - в образе Орла, Орык, Рюрик. Топоним произошел от слова «мошка» или «мошкара». Это не так, а от слова «мэшка» на татарском «гриб». Отваренный гриб такой эластичный и быстро присасывается к посуде, а мошкара присасывается к телу. На другом татарском диалекте «гриб» - «гомбэ», а «Гомбэз» - это «купол», «купы» - это выпуклая чашка. «Купы» это «Кубок» от слова «Куб», «Куб» на татарском «Каб», у арабов «Каабба» и так называют коробку… Вывод одно и то же слово на разных языках может означать одно и тоже или все что угодно близко по понятию. Так можно делать из мухи слона! Так и получается - муху видим, а слона не замечаем, как в притче про слепых! Один говорит столб, другой веревка, третьи шланг, четвертый – одеяло, а слона не прощупали. Также про Москву, красавицу нашу! Версии происхождения наименовании нашей столицы, действительно, очень много. Но, в них есть только доля правды в том, что они являются производным о самого слова Москва. Зарождение новой веры. Да большая доля правды есть от слова Макошь – богини судьбы. Другие переводы этого понятия – моска, муска, машка, Мария, Марьям (матерь божья), Муса, Гайса, Иисус, Иса(бог), Исида и Осирис(дети адама). Осирис он же Джо, Джон, Джован, Йоган, Йохан, Юсуп, Иван, Джосер, Ясер(молодой мужчина, по татарский Яшь Ир), Юнир (благородный, юнга, юный). Исида, Иси, Аси, Асия, Азия Ася (лечущая), Альиси, Алекси(подобно Исиде), татарский – Истэ, истэлек (память, история) русская – Истина, истец, Александр, Искандэр и т.д. Тысячи имен означают защитник - единый бог, в образе человека, женщины матери, мужчины воина. Осирис погибает мужчиной юным. Его брат заколотил в саркофаг и бросил в реку Нил (Пушкинская бочка по морю плывет). Исида (спасительница) сестра и жена Осириса находит тело мужа в городе Библе (Библия). Придает тело мужа земле, на могиле Осириса вырастает пшеница, Асирис воскрешает как царь подземного царства (воскрешение Иисуса Христа). Сын Осириса и Исиды – Кор осиротел, то татарский Асир(пленник) ота (отец), сирота Кор (Хор, Кар) – божество в образе Коршуна (Шонкар по татарский), Орла (Орык, Оркия, Уркия, Рюрик,- Орда, Урда Ыру, Русь) охраняет владения отца. Последствии символ, герб Руси, России. Орел дитя Солнца Ра, дитя Бога, дитя бога Осириса. Главный из перечисленных святых Иисус Христос, для христиан он Бог, для мусульман Великий пророк, учитель, последователь его пророк Мухамед. Вокруг имени Иисусатоже всегда очень много путаницы. Я знаю это как человек. Не стóит, даже невзирая на громкие титулы авторов публикаций, доверять всей той информации об Иисусе, которая в таком изобилии публикуется во всевозможных, простите, изданиях. Но Борису Сопунову стоит верить! Иисус Христос не умер на кресте. Научный сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов более 20 лет проработал в органах МВД – помогал раскрывать дела, связанные с кражей древнерусских икон, проводил экспертизу. Основательно изучив методику работы следователей и милиционеров, научный сотрудник применил их в своем собственном исследовании четырех Евангелий. В итоге ученому удалось, как ему кажется, обнаружить новые подробности земной жизни Иисуса Христа, а также составить его фоторобот. По теории Бориса Сапунова, Иисус Христос не умер на кресте, а впал в кому. Позже его тело сняли с креста и обработали антисептиками – например, соком алоэ. Это способствовало тому, что после распятия Иисус Христос очнулся. Как считает ученый, после «воскрешения» Христос ушел в Индию, где до конца своей жизни продолжал проповедовать свое учение. По сей день в Индии существуют христианские общины, члены которых верят в это. Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровне. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Иисус современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούςеврейского имени ישוע (произносится [Йешу́а]), которое является усечением имени יהושע [Йеhошу́а], состоящего из корней слов «Йеhо́ва» —- имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» —спасение. До церковной реформы патриарха Никона имя Иисуса писалось и произносилось с одной буквой «и»: «Iсус» Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Χριστός есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) (русская транслитерация — мессия) и означает «помазанник». Теперь все понятно с названием «Москва» (по русский), «Москау» (по английский и по татарский) - означает «Мессия», это эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса, защитить, помогать. Мещера обитель мишар - татар или солдат, защитников государя в период жестокого поступка Узбек хана, конец Великой Тартарии, (также как конец СССР). А возраст Москвы можно предполагать, что начинается с распятья Христа и его воскрешения, с постройкой первого храма Христа с его ликом, маской, отпечатком на мокром от алоэ тряпкой с его окровавленного лица. Которая, в последствии, стала иконой с ликом святого мученика. Год рождения Иисуса могут быть неточности. Так, как изменился календарь. Выдающийся среднеазиатский ученый- энциклопедист Ал Бируни (973-1043 г.г. отметил в своей книге «Хронология народов», что спустя примерено 200 лет после Александра Македонского, т.е. в конце 2- начале1 веков, иудеи стали применять каенларь)
Названия многих русских городов и рек- финские, т.е. произошедшие из языков финских народов! К примеру, 1147г., князь Юрий Долгорукий в исторически первом упоминании о Москве: "Приди ко мне брате в Москов".Внимание, по произношению Масков,а не Москва,например Подмосковье- слово произошедшее от Масков! До сих пор убедительного перевода слова Масков или Москов в официальных источниках я не нашёл. Логически подумав,раз уж ни с одного из славянских или тюркских языков вменяемого перевода нет,я обратил внимание на самый близкий к Москве неславянский народ- Мордву(Мокша, Эрзя). Всё оказалось поразительно просто и перевод оказался прямой. Масков, Мас-Маз-Мазы-Красивый-Красивая, Ков-Луна или Месяц. Замечу,что в языках Мордвы -мокшанском и эрзянском нет родов. Итого: Москва-Красивый Месяц или Красивая Луна ! Мои версии по поводу Ков-Месяц-Луна: 1) Изначально планировавшаяся кольцевая радиальная система застройки в виде Луны,в форме которой Москва существует до сих пор; 2) Небесное светило; 3) Вид с кремля на изгиб Москва-реки в виде Месяца и соответствующая застройка по берегу. Кремль, произносится Кремыль, Кремль-Кремыль-Керьмыль- Было Гроздью или Было Ветвью с Плодами, от слова Керьмы- Ветвь с Плодами, соответственно Ветвь на которой держаться Плоды- Стены Кремля, а Плоды- Башни Кремля, это прекрасно видно на карте, схожий по произношению со словом Кремыль слово звучащее как пийыль-нож, переводимый буквально как "было зубом, клыком" от слова пий-зуб,клык! Плоды с искажённым переводом перешли как "дети", из-за этого Кремль называли Детинец,-слово употребляемое в общепринятой истории и значение которого "историкам" неизвестно! Также есть популярная версия происхождения Москва от Моксва, т.е. от Мокса- Мокша субэтноса Мордвы и Ва-Река с финского,т.е. Река народа Мокша,но возражу,ведь если перевести напрямую с языка Мокша,то смысл получается иной,а именно ВА- послелог,переводящийся на русский как предлог ПО и получается Москва- Моксва- ПОМОКШАНЬЕ, т.е. Страна народа МОКША! Нередко в происхождении Москвы фигурирует слово КУЧКА, якобы от имени боярина Кучки ранее на месте Москвы было даже селение Кучково, на самом же деле всё просто,а "историки " не хотят видеть очевидного и лежащего на поверхности ибо не выгодно и не сходится со славянской версией и КУЧКА,ударение на последний слог,с мокшанского означает Центр, Середина или Сердцевина и видимо не зря Москву за Сердце и Центр страны считают,т.е. Кучка- Центр,Сердце страны!
Добавить комментарий