Что можно ожидать от «Героя нашего времени»? Взгляд со стороны

При изучении «Героя нашего времени» традиционно рассматривается вопрос, почему лермонтовский роман называют психологическим. Интерес к этой теме обусловлен рядом причин. Во-первых, роман признан в литературоведении первым по-настоящему психологическим произведением в русской литературе. Что привлекает к себе интерес.

Во-вторых, одна из главных глав романа случит ключом к разгадке множества тайн главного героя. Именно эта глава полностью сосредоточена на внутреннем мире персонажа (что является верным признаком психологизма). В-третьих, произведение возникло как естественное следствие "взросления" русской литературы, что повлекло за собой глобальные перемены в литературе вообще. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных моментов.

Содержание:

 Взросление литературы

Этот психологический термин очень точно характеризует уровень развития сознания отечественных писателей начала XIX века. По сути, от начала письменной литературы, когда появились первые летописи, до "Героя нашего времени" прошло несколько веков. Однако манера письма авторов, приоритеты, подходы к изображению действительности менялись очень постепенно и не всегда заметно.

Настоящую революцию в нашем языке и, соответственно, в развитии литературы сделал в эпоху Просвещения выдающийся ученый и лингвист Михайло Ломоносов. Классицизм в России как литературное направление - это именно его детище.

Ломоносов первым заявил во всеуслышание, что русская речь переживает кризис и ей требуется обновление. Он разработал "теорию трех штилей" (стилей), поделив всю речь на соответствующие категории:

1. Высокий стиль, допускающий употребление старославянизмов ("град", "злато") и древнерусских слов ("голос", "золото").

2. Средний стиль - общеупотребительные слова ("родина", "земля") и разговорные ("ротозей", "гоготать").

3. Низкий стиль - общеупотребительные русские слова, разговорные и просторечия ("обормот", "околеть").

Ломоносов был уверен, что для чистоты речи нужно четко понимать, какие слова в каких произведениях следует использовать для гармонии и благозвучности, а также для выражения авторской задумки. То есть речь больше шла о форме - о содержании в меньшей степени. Тем более, еще ничего не говорилось об изображении психологии героев. О ней даже и не думали!

Г. Державин первым нарушил стилистическую Ломоносовскую градацию речи: он и сделал речь более демократичной. Сентименталист Карамзин продолжил его начинание, написав "Бедную Лизу" очень живым и понятным языком. Правда, и крестьянка, и дворянин разговаривали у него в одном стиле, поэтому выглядели не совсем похожими на реальных людей. Но все же повесть была прорывом в сознании современников. Кажущуюся теперь наивной мысль: "И крестьянки любить умеют!" - передавали тогда из уст у уста.

С появлением А. Пушкина язык стал легким и красивым, выразительным, житейским и в то же время лирическим. Герои Александра Сергеевича были потрясающе узнаваемы. В их поступках, мыслях и манере говорить угадывались первые признаки психологизма. "Русская душою" Татьяна Ларина и скучающий денди Евгений Онегин еще несут в своих образах следы эпохи романтизма, но выглядят вовсе не как надуманные персонажи. В. Белинский не случайно назвал роман в стихах об Онегине "энциклопедией русской жизни". Современники Пушкина увидели в произведении свое зеркальное отражение.

Как символично, что имя Михаила Лермонтова стало известно со смертью великого Пушкина. Написав гневное и обличительное стихотворение "Смерть Поэта", он как бы принял от него эстафету. И смерть любимого автора, и позорная эпоха реакции в стране, и ощущение собственной миссии в мире литературы - все это способствовало чрезвычайно раннему взрослению 23-летнего Михаила Юрьевича. "Герой нашего времени" - это отражение зрелой души автора, скрытой от любопытных глаз, его глубокие переживания о родной стране и судьбе ее современников. Это первый блестящий психоанализ в русской литературе, совершенно новый уровень писательского мастерства.

 Что за «герой» такой?

Спустя год после гибели Пушкина Лермонтов приступил к написанию романа "Герой нашего времени". Название, как и поступки главного персонажа произведения, были провокационными. Читатель невольно сразу же задумывался: о каком герое идет речь?

В словаре С. Ожегова мы встречаем несколько толкований этого слова: 1) Человек, совершающий подвиги, 2) Главное действующее лицо литературного произведения, 3) Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

Второе значение подходит по умолчанию. Но первое, как видно из предисловия к роману, совсем не про него. Автор прямо называет Печорина безнравственным человеком. Но также говорит о том, что его цель - создать портрет не одной только личности, но целой эпохи и ее пороков в развитии. Он утверждает, что читателю не стоит больше давать сладкое - нужно влить в него горькое лекарство и едкие истины.

Что касается третьего значения, то возле него Ожегов разместил как пример название романа Лермонтова. Что и требовалось доказать. Черты эпохи слились в одном образе.

Указывая на болезнь общества в лице Печорина, Лермонтов не предлагает рецептов лечения. Слова писателя лишены назидательности. Он хочет предоставить читателю возможность самому наблюдать за происходящим, делать предположения и томиться в ожидании разгадки - кто же этот странный и порою страшный человек - Григорий Печорин.

Достаточно перечислить поступки Печорина, чтобы уловить в них какой-то нарочитый вызов окружающим.

  • Герой зачем-то, без серьезных чувств и намерений, соблазняет, а затем губит юную красавицу Беллу.
  • Печорин холодно пренебрежителен с Максимом Максимычем, который испытывает к нему искренние дружеские чувства.
  • Он из жажды приключений нарушает спокойную жизнь "честных контрабандистов".
  • Холодно и расчетливо, от скуки, он влюбляет в себя неискушенную княжну Мери.
  • И наконец, он цинично отталкивает от себя любовь своей давней знакомой Веры.

И вдруг происходит то, что совсем не вписывается в привычный круг поступков Печорина: почувствовал внезапную и острую боль от расставания с Верой, он пытается догнать покинувшую его с бешеной скоростью, загоняет коня и рыдает в дорожной пыли от бессилия... Что это за метаморфоза? Печорин искренне любил Веру, но не смел признаваться себе в этом. И вот теперь он окончательно ее потерял (какое символичное имя - вера!).

Психологический портрет героя раскрывается полностью лишь в его журнальных записях. Здесь он безжалостен к себе, и мы узнаем, что герой проклинает себя и свои поступки, тяготится мыслями о настоящем и будущем. "Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; <...> Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; <...> И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой".

 Отображение перемен в течении времени

Нравственный калека - герой Лермонтовского времени?.. Да что же это за время такое? - невольно возникает вопрос. Ответ на него заключается в ряде исторических событий, предшествовавших написанию романа:

  • война России с Наполеоном, в которой победу одержал прежде всего простой народ;
  • вера прогрессивного дворянства в освобождение крестьянства от гнета крепостничества;
  • усиление царского режима в стране;
  • восстание декабристов и его жестокое подавление в 1825 году;
  • воцарение в стране страха перед деспотизмом правительства;
  • наступление эпохи реакции.

Эра реакции - это смена авангарда страны (прогрессивно мыслящих людей) серой массой обывателей, для которых героизм, в первом смысле этого слова, - явление лишнее и даже пугающее. (Вспомним "осторожного человека", который затоптал сердце Данко на всякий случай, чтобы оно не смущало его яркими искрами.)

Михаил Лермонтов не случайно так внимательно изучает психологию своего героя. Печорин своим способностям (уму, любознательности и способности чувствовать) в другое время мог бы проявиться для пользы общества как личность особенная. Но в 30-е годы XIX века окружающие не готовы его воспринимать, и "герой" становится "лишним человеком". Вот приговор писателя: все исключительное обречено среди обывательщины на гибель.

Поэт Н. Некрасов изображал крестьянство уже совсем не как сентименталист, а как наследник реалистического взгляда на мир Лермонтова. Он изображал не только силу и красоту простого русского человека, но и его страдания, призывая поэтов выражать свою гражданскую позицию в обществе униженных и оскорбленных. В этом свете становится понятным, почему Некрасов называет голод царем. Сытое и успокоенное общество не способно почувствовать всю тяжесть жизни бедноты. И этому обществу грозит нравственное падение туда, где нет места светлым порывам и добрым поступкам.

Последние комментарии
Добавить комментарий