Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему, -
Как тот боец ветхозаветный,
Который с силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф. И. Тютчев
В. Г. Белинский называл этого человека «Петром Великим нашей литературы». В. Ф. Одоевский говорил о трудах этого деятеля так: «… он … открыл в глубине своего духа тот таинственный метод, который изучает не отдельные части природы, а все ее элементы в совокупности». Русский писатель и философ называл этого удивительного человека «поэтом и химиком, грамматиком и металлургом». И в «каждой отрасли подвинул далеко науку» он.
О ком идет речь, Вы, конечно, догадались. «Богатырь науки», которому удалось добиться невероятных высот в разных сферах деятельности, совершить наиважнейшие для всего мира открытия. Михаил Васильевич Ломоносов. Профессор химии, физик, исследователь, путешественник, лингвист, ученый, учитель… Почему Ломоносова называют ученым-энциклопедистом? Его жизнь и есть ответ на вопрос.
Содержание:
- «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире…»
- Почему «энциклопедист»?
- Физика и химия
- География
- История, культура и просвещение
- Филология
«Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире…»
Знаменитые слова М. Булгакова не теряют своей актуальности и по сей день. Огромный талант обычного архангельского мужика не давал покоя ни современникам Ломоносова, ни его потомкам. Так уж повелось на Руси: обычному человеку приходилось «землю рыть», чтобы убедить окружающих в своей правоте и в своих возможностях. А привилегированным сословиям ничего и доказывать не нужно было.
Мудрость Ярослава Мудрого воспринималась как нечто само собой разумеющееся. И уж потомки понимали, почему Ярослава Мудрого назвали «Мудрым». Мудрость мужика расценивалась как некое чудо. Значительно позже на Руси обратили внимание на низкие сословия. Но то произошло не в эпоху Ломоносова.
В восемнадцатом веке родилась легенда, повествующая о царском происхождении Ломоносова. Мол, Михало Василич был внебрачным сыном Петра Великого. Уже в наше время некоторые историки попытались установить истину. Было проведено расследование, подняты документы из архивов, подробно изучено генеалогическое древо ученого. Было даже проведена антропологическая экспертиза.
И каков результат? Нет ни серьезных опровержений, ни доказательств. Вопрос остался вопросом. Пока же во всем мире признается официальная версия рождения М. В. Ломоносова.
Кратко вехи его жизни:
Выходец из Архангельской губернии, из семьи помора. Рано потерял мать. Грамоте учился у соседа и приходского дьячка. Не найдя поддержки у отца своей жажде знаний, уходит из дома в четырнадцать лет.
Гуманитарные науки изучил в Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Зачислен в Петербургскую академию наук для обучения на «академические гроши» (что для крестьянского сына в то время было нереально).
Горное дело и химию изучал в Германии.
Год путешествовал по Германии и Голландии.
Возвратился на Родину, в Петербург. В тридцать пять лет был назначен профессором химии Петербургской Академии.
В тридцать шесть лет прочитал лекцию по экспериментальной физике на русском языке (впервые в истории Государства Российского).
Через год возглавил химическую лабораторию. А еще через три года возведен в дворянское сословие.
Здесь мы не упоминали многочисленные художественные и научные произведения Ломоносова. Они заслуживают отдельного внимания.
Важно одно: Ломоносов стал Ломоносовым благодаря неуемной тяге к знаниям, огромной любви к своей Родине и преданности науке.
Почему «энциклопедист»?
Энциклопедист – это человек, который имеет глубокие познания в разных областях. Разносторонне образованный человек. Но о Ломоносове говорят «ученый-энциклопедист». Смысл этого понятия полностью не раскрыт в выше обозначенном определении. Ученым-энциклопедистом нельзя назвать только всесторонне образованного человека. Это человек, который
- продвигает передовые взгляды и новые актуальные направления в науке;
- имеет публицистический талант и научный авторитет;
- обладает широким кругозором;
- занимается и интересуется огромным количеством актуальных для эпохи вопросов (в области науки, техники, экономики, литературы, естествознания и т.д.);
- рассматривает разрозненные знания мира в системе;
- предлагает людям профессиональные и полезные открытия.
Таким человеком и был Ломоносов. И вот доказательства.
Физика и химия
Основной сферой своей деятельности Ломоносов избрал химию. Но считать его только химиком ошибочно. Исследования ученого касались всех областей единой естественнонаучной картины мира. Попробуем вычленить физико-химические достижения.
Ломоносов разработал проект первой химической лаборатории и стал ее руководителем. Идея – для развития любой науки необходима экспериментальная база.
Ученый – автор метода весового анализа и закона сохранения материи.
Михаил Васильевич – родоначальник физической химии.
Ему принадлежит авторство теории растворов, теории теплоты.
Создал много работ, посвященных оптическим и электрическим явлениям. Одна из важнейших посвящена теории атмосферного электричества.
Разработал массу оптических инструментов, измерительных приборов (для метеорологии, гравиметрии, навигации и т.д.).
Организовал немало научных астрономических экспедиций. Доказал существование атмосферы на Венере. После Ломоносова в России начали изучать природу планет и спутников Солнца.
Астраханский ученый создал Минеральный каталог Кунсткамеры, где было собрано более трех тысяч минералов и руд.
География
Ломоносов первым попытался измерить очаги землетрясения (то есть, высоту земной коры). Благодаря работам ученого были напечатаны более точные географические карты. Участвовал в освоении Северного морского пути. В частности, разработал маршрут морской экспедиции в восточную Индию через Сибирский океан.
История, культура и просвещение
1. Стал основоположником русской историографии. Написал немало учебников по истории России.
2. На основе наблюдений создал свою экономическую теорию (касаемо России).
3. Был редактором единственной в ту эпоху газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Написал первый кодекс журналиста.
4. Ему принадлежит идея создания Московского университета. Выступал за подготовку собственных специалистов, против приглашения иностранных преподавателей.
5. В своих работах рассматривал проблемы педагогики, воспитания и образования, организации обучения.
Филология
Ломоносов – автор многочисленных работ по риторике, поэтике, стилистике, стихосложению и грамматике.
Создал учение о составе лексики русского языка. Анализируя церковнославянские книги, сумел вычленить из мертвого языка живой.
Стал автором первой русской «Грамматики». И это величайшая заслуга. Так как с Ломоносова началось зарождение книжной русской речи.
Разработал понятия о стилях речи, частях речи; правила правописания и произношения, правила использования художественно-выразительных приемов. В России и раньше занимались языком. Но церковнославянским или латинским.
Нельзя не вспомнить о художественном таланте Ломоносова. Его потомки могут насладиться великолепием знаменитых мозаик, почитать его оды, выступления (как образцы ораторского искусства). Действительно, человек с таким багажом знаний и с таким следом в истории должен называться «ученым-энциклопедистом».