Музыка не умеет мыслить, но она может реализовать мысль.
Р. Багнер
У. Шекспир
Архитектура – застывшая музыка, музыка в пространстве.
Ф. Шеллинг
песни и предания, когда уже ничто не напоминает о сгинувшем народе.
Н. В. Гоголь
Музыка и архитектура – великие искусства. Их произведения рассказывают о мире и о человеке, о великой любви и о большом предательстве, о дерзкой победе и о позорном поражении. Без слов. Действительно, нужен особый талант, чтобы творение ума и сердца твоего люди поняли без объяснений.
Но почему эти два искусства сравнивают? Более того, их практически отождествляют. Почему архитектуру называют застывшей музыкой?
Содержание:
- Не от мира сего…
- Пространственно–временное сочетание
- Формальный аспект
- В основе всего сущего — гармония
Не от мира сего…
И музыкальные, и архитектурные образы далеки от форм самой жизни. За музыкой и зданием-шедевром скрывается не отдельный человек с русыми волосами и голубыми глазами, а его эмоции, чувства.
Музыка и архитектура очень сильно абстрагированы от конкретного художественного материала. Здесь нет частностей жизни. В произведениях этих искусств скрыта сердцевина жизни.
Слушаешь великую мелодию или смотришь на величественное здание – все обыденное, привычное стирается. Исчезают все вопросы. Чем отличается биогеоценоз от экосистемы? Почему за этот концерт я заплатил так много? Какой отчет мне лучше показать начальнику?
Нет ничего. Есть только музыка, есть только этот удивительный архитектурный ансамбль и есть то, что я чувствую.
Пространственно–временное сочетание
Мелодия в музыке создается чередованием звуков разной высоты и долготы. То есть, посредством упорядоченности во времени.
Архитектурная композиция – это окна, балконы, барельефы, колонны и другие элементы, упорядоченные в пространстве.
Это то, что находится на поверхности. Что видит первый взгляд, брошенный на здание, и воспринимает ухо в самом начале прослушивания музыки. Но чтобы шедевр проник в душу, необходимо объединить время и пространство.
Так, для полного восприятия архитектурного творения мы прослеживаем глазами все изгибы, выпуклости и повороты геометрических линий. Наше восприятие удлиняется по времени. Образуется связь между пространственным и временным.
Формальный аспект
Если отбросить внутренний смыл архитектурных и музыкальных произведений, отбросить дух, эмоции, переживания, то останется банальный внешний уровень сравнения. Но главное – есть, что сопоставить.
Архитектура – не очевидный набор кирпичей и блоков. Это картина, созданная умелой игрой светотени, грамотным подбором форм, многообразием контуров. Здесь есть пластика.
Музыка – не набор звуков и ударов. Это огромное многообразие мелодий, наполненных объемом и фактурой (архитектура не всплывает в памяти?), это динамические нюансы, полифония, мажорные и минорные тональности, стаккато и т.д. и т.п.
В основе всего сущего — гармония
Еще до появления человек на земле Природа в создании своих творений руководствовалась правилом «золотого сечения». «Правилом» этот естественный закон был назван в эпоху Возрождения. А до Леонардо да Винчи все творцы пользовались им неосознанно, интуитивно. Ибо «золотое сечение» и дает ощущение гармонии.
Мы смотрим на Человека и видим гармоничное творение Создателя. По-другому и быть не может. Человек сотворен по принципу «золотого сечения». Все сущее в мире создано по этому принципу. Гармоничны животные, растения, небесные светила.
Человек, создавая что-то свое, должен соблюдать это правило. Тогда сохранится гармония: музыка не будет резать слух, а архитектурный ансамбль – раздражать.
Композитор упорядочивает звуки во времени. Архитектор согласует различные формы друг с другом и окружающим миром в пространстве. В обоих искусствах соблюдено правило «золотого сечения». Ведь это общий закон для всей Вселенной.
Смысл сравнения не нуждается в строгом научном анализе. Оно стало итогом интуитивного восприятия связи между гармонией архитектурной формы и музыкальной гармонией. И выражение "архитектура - застывшая музыка" стало крылатым, потому что эту связь ощущают все.