Голод… Не дай Бог стать ему правителем!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод – названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесов, ткачей.

Н. А. Некрасов

Почему Некрасов называет голод «царем»? Это сложно понять нам, современникам. Ведь мы никогда по-настоящему не голодали. Никогда голод не заставлял нас трудиться на износ, «до гроба». Никто из нас не тянул «барку бечевой», не надрывался «под зноем, под холодом с вечно согнутой спиной». Крестьянин некрасовской эпохи даже не думал о новой шмотке, престижном доме или крутой машине. Ему хотелось только поесть, поесть самому и накормить свою семью.

Содержание:

 Рождение Николаевской железной дороги

«Царем» поэт называет голод в своем стихотворении «Железная дорога». Это история настоящих строителей железнодорожного полотна от Москвы до Петербурга. История отношений между богатыми и обеспеченными и нищими и бесправными.

Крестьяне ради мизерного заработку трудились весь световой день, в любую погоду. Жили в грязи, работали в грязи. Многие нашли здесь свою смерть. Только голод, собственный и своей семьи, мог заставить человека так работать. Николаевская дорога построена на костях рабочих.

Историческая справка. Помещик заключал с подрядчиком юридический договор без участия крестьян. Впоследствии подрядчик нанимал крепостных или свободных крестьян. И подписывал с ними договоры. Только большинство простых людей были безграмотными. Они на слово верили агенту и ставили нужную закорючку на бумаге.

Нанятые строители ночевали в вырытых землянках или сооруженных наспех шалашах. Бараки для работников ставили крайне редко. Продолжительность рабочего дня – с рассвета до заката. Правда, полагался перерыв на обед и отдых.

Подрядчиком устанавливались нормы выработки в сутки. Для земляных работ – это определенное количество грунта, которое нужно поднять. Цифры были космическими.

В договоре не прописывался размер заработной платы. Условия расчета оговаривали на месте. Если работник заболевал, с него высчитывали по двадцать копеек в день.

Было много и других вычетов и штрафов. Чаще всего деньги высчитывали из заработной платы всей артели. В среднем, за сезон строитель мог заработать от пятнадцати до тридцати рублей. Плюс он получал бесплатное питание.

Героям Некрасова повезло меньше. Подрядчик, как и всегда, обманул крестьянина. Несчастному мужику пришлось довольствоваться бочкой вина. Только почему-то описанная поэтом радость строителей вызывает у читателя горькую усмешку.

И почему Петр І – «Великий», если его современники и ближайшие потомки голодали? Почему Русь – «Великая держава», если не могла накормить своих людей? Только намного позже крепостное право было названо «позором» страны, ее стыдом.

 А во времена Некрасова…

Мы говорим о Некрасове, так как этот поэт изобразил тяготы подневольного труда слишком реалистично. До него никому не удавалось этого сделать или не хотелось. Некрасов видел и темноту мужика, и его дремучесть, и беспробудное пьянство. Но замечал он также и каторжный труд крестьянина.

Голод красной нитью проходит через все его произведения. И нет меры горю и работе! Потому что всегда за мужиком стояли дольщики: «Бог, царь и господин». Результат каторжного труда не приносил ни облегчения, ни радости. Кормить семью все равно было нечем.

Голод заставлял мужика уходить из дома. В семье – минус рот. А вдруг еще и заработает чего? Крестьянин становится бурлаком или рабочим. Тянет лямку, как каторжный. Терпит плети начальников. Но нужда не отступает. И смерть воспринимается как избавление от мук.

Голод принуждал родителей отдавать своих детей на фабрики, где изнуряющий и непосильный труд вгонял их в гроб. Не было у голодных детей ни счастья, ни радости, ни детства. И на слезы их никто не мог ответить.

Когда за плечами человека стоит «Царь-голод», труд не приносит радости. Скорее – безвременную кончину, погибель. Некрасов мечтал о том времени, когда народ обретет свободу. Он точно знал, что вольный человеческий труд преображает землю. И он был прав.

Историческая справка. Стихи Некрасова были под запретом. Очень не нравилась правда поэта сильным мира того. Напечатав «Железную дорогу», журнал «Современник» попал в немилость. Ему угрожали закрытием. А критик отметил, что стихотворение – клевета, бросающая тень на «высшее правительство».

Последние комментарии
Добавить комментарий